Адвокат-Подоприхин Владимир Евгеньевич(спб). Коллегия адвокатов Санкт

Адвокат - Подоприхин Владимир Евгеньевич - Санкт-Петербург

Регистрационный номер - 78/5089 в реестре адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга.
+7 (911) 927-30-31
17
янв.
N 457-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"...

Далее
 
17
июня
В последнее время почти все субъекты предпринимательской деятельности столкнулись с проблемой в необходимости стратегий эффективной защиты...
Далее
 

Взятка. Адвокат по взяткам (ст. 290 УК РФ).

Взятка. Адвокат по взяткам.


Я, как адвокат по взяткам с многолетним опытом и успешным багажом завершения большого количества дел, готов помочь каждому подзащитному обеспечить себя защитой от уголовной ответственности.
Я как адвокат  по взяткам даже в непростых и сложных делах оказывает грамотную помощь. При выборе правильной тактики защиты любое уголовное дело может "развалится" еще на досудебном расследовании, потому что грамотный адвокат "подловит" следователя на ошибках и пробелах в доказательствах и дело постепенно "развалится".
Получение взятки считается одним из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, и заключается оно в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Действия адвоката по взяткам:


оспаривание события преступления (времени, места, способа и другие обстоятельства совершения преступления);
доказывание невиновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотивов;
доказывание обстоятельств, положительно характеризующих личность обвиняемого;
оспаривание характера и размера вреда, причиненного преступлением;
доказывание обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния;
доказывание обстоятельств, смягчающих и оспаривание отягчающих наказание;
доказывание обстоятельств, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Субъект преступления при взятке:
Лицо, подлежащее ответственности за дачу взятки — гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Лицо, подлежащее ответственности за получение взятки
Российское или иностранное должностное лицо, либо должностное лицо публичной международной организации.

Закон предусматривает, что взятку может получать должностное лицо лично или через представителя, но не говорит, в чью пользу предоставляется имущественная выгода.
Сложнее дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. Принятие должностным лицом «взятки» не рассматривается как таковым взяточничеством (например, руководитель государственного учреждения обещает предоставление организации определенные преимущества за компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимое для эффективной работы данного учреждения) если оно предоставлено в общественных или государственных интересах, хотя и является негативным явлением.
Отличительной чертой преступления в виде взятки является то, что оно совершаются специальным субъектом, должностным лицом.
Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Цели адвоката по взяткам:


освобождение от уголовного наказания в связи с: примирением виновного с потерпевшим, деятельного раскаяния, передачей на поруки, сменой обстановки, окончанием сроков давности;
подготовка и заявление ходатайств о проведении следственных действий в интересах подзащитного;
подготовка оправдательной позиции и формирование совместно с подзащитным перечня доказательств;
освобождение от отбывания наказания;
назначение более мягкого наказания;
условно-досрочное освобождение;
освобождение по амнистии или акта помилования.

Закон при трактовке взятки выделяет две группы лиц подпадающих под понятие должностного лица:


1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;
2) лица, выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.

Адвокат по взяткам проводит собственное расследование, параллельно с правоохранительными органами. И часто расследование адвоката намного результативнее, что и понятно – адвокат нацелен на поиск доказательств невиновности своего клиента, ну, а следователю просто нужно быстрее закрыть дело.
Уголовный закон подчеркивает, что функции представителей власти могут выполняться временно или по специальному полномочию. Особенность этой разновидности субъектов состоит в том, что для выполнения этих функций:
– во - первых, не требуется замещение должности;
– во - вторых, нужны специальные полномочия, то есть имеющий юридическую силу акт (закон, приказ, положение, доверенность) регламентирующих круг специальных полномочий;
– в - третьих, специальные полномочия, как правило, носят разовый или краткосрочный характер. К числу лиц, наделенных такими полномочиями, к примеру, относятся присяжные заседатели, уполномоченные государственными органами общественные контролеры и ревизоры.
Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является наделение правом совершать юридически значимые действия, связанные со службой, которые порождают, изменяют или прекращают правовые отношения, то есть имеющие организационно - распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу.


Субъектами преступления взятки предусмотренного ст. 290 УК РФ являются следующие лица:


1) представители власти;
2) лица, выполняющие организационно - распорядительные функции;
3) лица, выполняющие административно - хозяйственные функции.

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно - распорядительные или административно - хозяйственные). Таким образом, получается, что субъектом получения взятки не являются работники, не осуществляющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции, а исполняющие профессиональные или технические обязанности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Исполнитель получения взятки должен иметь, по крайней мере, один из трех выше указанных признаков должностного лица. В некоторых случаях субъект может одновременно обладать сразу двумя и даже тремя такими признаками.

Субъективная сторона взяточничества характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении взятки виновный понимает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение каких либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя и при этом использует свое служебное положение. Умыслом в данном случае является осознание взяткополучателя об осведомлении взяткодателя, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно. И дается она за действия (бездействия) предоставленные с использованием служебного положения.


Вопросы, которые разрешает адвокат по взяткам в уголовном деле:


доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
является ли это деяние преступлением и каким пунктом, частью, статьей УК РФ оно предусмотрено;
виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания;
подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.

Взятка не может быть без корыстного мотива и без цели наживы. Даже в случае, если ценности или деньги, полученные в качестве предмета взятки, должностное лицо переадресует в пользу третьих лиц (родных, знакомых), следует считать, что это лицо распорядилось ценностями как своими собственными, что, естественно, не устраняет преступность содеянного.

Корыстные мотив и цель непосредственно не зафиксированы в тексте уголовного закона, но вытекают из самой природы получения взятки как специального вида корыстного злоупотребления должностными полномочиями и материального характера предмета взяточничества. Поэтому в тех случаях, когда должностное лицо, получая незаконное вознаграждение за свое служебное поведение, изначально имеет цель израсходовать полученные им средства на нужды руководимой им организации, использовать их в благотворительных целях и тому подобное, состав получения взятки здесь отсутствует.

Однако иная ситуация и иная правовая оценка действий должностного лица имеет место в случае, если ценности или деньги принимаются в пользу предприятия, общественной организации либо государства в целом, то есть если должностное лицо принимает ценности не в свое личное пользование, без цели наживы.

Для того чтобы квалифицировать преступление не имеет значения, намерен ли получатель взятки исполнить действия, за которые она дана. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при совершении этого преступления. В случае завладения путем обмана имуществом взяткодателя (т.е. взятка все таки взята, а действия не выполнены), возможно наступление ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.

Помощь адвоката по взяткам складывается из:


исследования материалов дела для оценки ситуации и выбора линии защиты;
защита на стадии предварительного расследования;
обжалования действий следователя (дознавателя);
заявления необходимых ходатайств;
сбора доказательств, в том числе, свидетельских показаний;
обжалования заключения под стражу
обжалования приговора во всех судебных инстанциях
решения вопросов о применении принудительных мер медицинского характера, условно-досрочного освобождения, снятия судимости и др.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки:
От основного состава квалифицирующие признаки отличает характер действий (бездействия), которые были совершены или должны были быть совершены за взятку, а также особенности должностного положения субъекта преступления.

Квалифицирующие признаки взятки по ст. 290 К РФ:


– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) (ч. 2 ст. 290 УК РФ), совершение должностным лицом таких действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, которые прямо противоречат требованиям закона или иных нормативных актов.  При этом под признаки одной только ч. 2 ст. 290 УК РФ подпадают, в частности, действия (бездействие), которые были выполнены (или должны были быть выполнены) за взятку, содержащие признаки должностного проступка. Если же получение взятки было сопряжено с совершением, каких - либо иных преступлений по службе, содеянное квалифицируется по совокупности (например, по ч. 2 ст. 290 и ст. 285, 286, 300, 303 УК РФ).
Получение взятки отмечается формальным составом, считается оконченным в момент принятия должностным лицом денег или иных ценностей или хотя бы их части. Совершение же им реальных действий (бездействия), обусловленных полученной взяткой, рамками этого состава не охватывается. Поэтому если данные деяния содержат признаки злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, служебного подлога и иных преступлений, требуется их дополнительная квалификация.
Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что ответственность за получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельные преступления. В таком случае преступления следует квалифицировать по совокупности.
Санкция ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Следующий - квалифицирующий признак - деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления» (ч.3 ст.290 УК РФ).
В свою очередь, в соответствии с примечанием 3 к этой же статье УК РФ, лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, считаются президенты республик, губернаторы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Федерации, и другие.
Что касается глав органов местного самоуправления, то ими являются должностные лица, возглавляющие местное самоуправление на территории муниципального образования. В целом категория должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, значительно уже, чем категория должностных лиц, занимающих ответственное положение.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Следующая группа квалифицирующих признаков объединена законодателем в ч. 4 ст. 290 УК РФ. Это деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере.

Первым признаком является - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. (п. «а» ч.4 ст.290УК РФ)
В соответствии с ч. 2 ст. 35 "Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)" УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
Рассматриваемый признак касается только взяткополучателей. Поэтому для квалификации содеянного как получения взятки группой лиц по предварительному сговору не требуется устанавливать осведомленность взяткодателя о том, что он дает незаконное вознаграждение не одному, а сразу нескольким должностным лицам.

Верховный Суд РФ разъясняет, что в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, так же говорится, что указанные лица при наличии к тому оснований несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 "Ответственность соучастников преступления" УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

Требования и угрозы должностного лица, которые собственно и образуют вымогательство, могут носить явный, ничем не прикрытый характер, а могут быть выражены и в завуалированной форме. Представляется, что вымогательство взятки включает в себя два варианта поведения виновного:
1) субъект преступления предъявляет конкретные требования дать взятку;
2) ставит взяткодателя в такие условия, когда тот сам принимает вынужденное решение о даче взятки.
В обоих вариантах действия (бездействия) должностного лица ущемляют правомерные интересы взяткодателя или могут причинить им ущерб в случае, если он не получит желаемого незаконного вознаграждения

Признаки вымогательства взятки отсутствуют в случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения правомерных действий, которые ущемляют интересы взяткодателя.

Хотелось бы особо отметить, что действия должностного лица, начатые как вымогательство взятки, в некоторых ситуациях могут трансформироваться в вымогательство уже как самостоятельное преступление против чужой собственности. В частности, это имеет место тогда, когда для подкрепления своих требований о передаче денег или иных ценностей субъект переходит к угрозам применения оружия, физического насилия и так далее.

В примечании к ст. 290 УК РФ сказано, что взятка считается в крупном размере если сумма денег, стоимость ценных бумаг, и другого имущества или выгод имущественного характера, превышают 150 тысяч рублей.
Когда оценивается, размер взятки следует учитывать, что предмет или оказанные услуги оцениваются по стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, которые действуют на момент совершения преступления в указанной местности. В случае фактического получения суммы взятки менее ста пятидесяти тысяч рублей, но установлено, что взяткополучатель желал получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК РФ, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ. Т

При квалификации необходимо выяснить, является ли злоупотребление полномочиями самостоятельным составом преступления. Злоупотребление служебным положением понимается в двух смыслах:
1) в узком - использование только служебных полномочий с целью личной выгоды;
2) в широком - использование не только служебных полномочий, но и сложившихся связей, авторитета должности. Наиболее часто встречаемые формы злоупотребления: грубое нарушение финансовой дисциплины, неосновательное использование государственного имущества в своих интересах или интересах частных лиц, наоборот - незаконное обогащение за счет имущества других граждан и так далее.

Основное различие между получением взятки и злоупотреблением должностными полномочиями заключается в объективной стороне. Взяточничество предполагает получение должностным лицом денег или иных имущественных благ за совершение (несовершение) в интересах дающего каких - либо действий, а должностное злоупотребление (корыстное) состоит в получении материальных выгод в любой другой форме.

Вымогательство взятки - это взятка, которая была получена с помощью вымогательства. За счет вымогательства повышается опасность получения взятки, а также и личности взяткополучателя. А незаконные действия соответственно могут быть совершены только в интересах взяткодателя неправомерного характера.

Выводы:
в качестве предмета взятки может рассматриваться только незаконное вознаграждение, которое:
выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использованием им своего служебного положения (взятка - "вознаграждение");
призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка - «подкуп»). Здесь налицо некая торговля своими полномочиями. Что на наш взгляд, данный вариант содержит в себе более общественно опасные действия и соответственно влечет более строгое наказание.
крайне незначительный срок дополнительного наказания для данного вида преступлений. В отдельных случаях лицо, признанное судом виновным в получении взятки по ч.1 ст.290 УК РФ, уплатив штраф, будет иметь законное право вновь занимать эти должности;
взятки получают лица, которые не входят в законодательный перечень должностных лиц, привлекать же их к уголовной ответственности затруднительно;
малозначительность деяния является оценочным признаком и суд в каждом конкретном случае должен учитывать все обстоятельства дела.